НОВЫЕ СКРИПКИ ИЗ УКРАИНЫ
NEW VIOLINS FROM THE UKRAINE



       В последнее время пристальное внимание украинских масс-медиа привлекли работы украинского скрипичного мастера Флориана Юрьева по усовершенствованию конструкции смычковых инструментов. Многочисленные публикации в периодических газетных и журнальных изданиях, несколько телевизионных сюжетов, интерактивных передач Национальной радиокомпании Украины в прямом эфире сделали информацию о работах Юрьева достоянием и объектом интереса многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей, вызвали широкий общественный резонанс. Апогеем общественной презентации инструментов Юрьева можно считать концерт в колонном зале Национальной филармонии Украины, где присутствовали авторитетные специалисты в области музыкального искусства и представители дипломатического корпуса, аккредитованные в Киеве. Концерт был посвящен скрипичной сонате двадцатого века. Произведения Шостаковича, Онеггера и Блоха исполнили солисты Национальной филармонии Герман Сафонов (скрипка) и Елена Строган (фортепиано). Программа исполнялась на скрипке Юрьева "Вьетан", названной в честь выдающегося бельгийского композитора и скрипача-виртуоза. Эта скрипка принадлежит к новому квартету работы Юрьева, в который входят также скрипка "Венявский", альт "Паганини" и виолончель "Гайдн". Великие имена подтверждены искусно выполненными резными скульптурными портретами музыкантов, украшающими головки инструментов вместо завитков. Вместе с другими деталями инструментов портреты образуют единое гармоническое целое, обнаруживая прекрасный художественный вкус, чувство пропорции и линии, присущие мастеру.
       Что же принципиального нового содержат в себе эти инструменты, что выделяет их среди огромного количества прекрасных изделий, рождающихся в руках мастеров всего мира?
       Замечу сразу, что инструменты Юрьева - итог многолетних творческих поисков мастера, его стараний создать инструмент, наиболее полно отвечающий требованиям современной исполнительской практики, вооружить исполнителя средством для реализации всех его творческих планов.
       Сложившиеся в мире традиции изготовления смычковых музыкальных инструментов опираются на тезис о непревзойденности изделий великих итальянцев прошлого - Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери "дель Джезу". Этот тезис, как постулат, лежит в основе принятых критериев оценки музыкальных инструментов на международных конкурсах. Форма корпуса инструментов старых мастеров считается совершенной. Изделия, отличающиеся по внешнему виду от классических образцов, не принимаются даже на первый тур.
       Впрочем, в различное время предпринимались попытки изменить конструкцию скрипки, найти для нее новую форму. Опыты по изменению классической формы скрипки проводились Саваром, Зайковским, Хатчинс. Однако ни развития, ни широкого практического применения на концертной эстраде они не получили. Вероятно, наиболее удачными в этом плане оказались работы одесского мастера Льва Добрянского. В основу своего "Способа улучшения звучания струнных инструментов", Добрянский положил принцип сбалансированности механической конструкции инструмента. Созданные и переработанные им скрипки получили высокую оценку таких артистов, как Ж. Тибо, Ф. Скотта-Шитте, Л.Ауэр, Й.Иоахим. По специальным заказам Добрянский изготавливал скрипки для Вилли Бурместера, Яна Кубелика. В конце 30-х годов прошлого века в Одессе была организована мастерская, выпустившая более 3000 скрипок "типа Добрянского". Скрипки Добрянского имеют характерную, отличающуюся от классической, форму - корпус в нижней части расширен, нижние углы скруглены, а верхние вообще отсутствуют. Такой патрон Добрянский считал акустически более обоснованным, чем патрон Страдивари.
       Приступая к своим экспериментам по усовершенствованию конструкции скрипки, Флориан Юрьев еще не знал об опытах Добрянского. Но за его плечами было образование музыканта, художника и архитектора, знатока строительной акустики и ученого-цветоведа с международным признанием. А еще - характер новатора, стремящегося к поиску новых путей во всех областях своего творчества. Само представление о незыблемости каких-либо канонов противоречило его натуре. Изучив классические принципы построения смычковых инструментов под руководством мастера кремонской школы Юрия Почекина, Флориан Юрьев развернул собственные опыты. В своих скрипках он идет двумя путями - широкой дорогой, проложенной предыдущими поколениями последователей Страдивари и Гварнери, и неизведанными стёжками, по которым едва ступали немногие смельчаки, прокладывая свою собственную тропу.
       Свои поиски Юрьев ведет, опираясь на мнения, советы и поддержку ведущих музыкантов бывшего СССР и Украины - Леонида Когана, Олега Крысы, Богодара Которовича, Германа Сафонова, Анатолия Баженова.
       Сегодня усовершенствования, предложенные Юрьевым и воплощенные в его инструментах, признаны изобретениями и защищены международными патентами.
       Что же представляют собой "скрипки типа Юрьева"? Проведенная им "реформа" коснулась как внешнего вида, так внутренней конструкции. Прежде всего, бросается в глаза необычная форма корпуса - вместо привычных углов и эсов - плавно скругленные линии. Со стороны нижней деки округлостью и изяществом очертаний корпус напоминает женскую спину. Сходство усиливается "ложбинкой" посередине деки, в поперечном сечении она имеет форму лука. Юрьев (как и Добрянский) считает, что классические углы - дань моде стиля "барокко", их наличие не оправдано никакими акустическими соображениями. Изменение поперечного сечения нижней деки придает ей большую механическую прочность, что позволяет при выборе распределения толщин руководствоваться исключительно акустическими соображениями. Обечайка наклонена, так что нижняя дека больше верхней по площади. Корпус в целом несколько шире со стороны 4-й струны, так что скрипка слегка асимметрична. Все это позволяет увеличить внутренний объем корпуса, в особенности с "басовой" стороны, обеспечивая при этом значительное удобство игры. Не менее радикальные изменения коснулись внутреннего устройства инструмента. Ф.Юрьевым запатентована пружина ("басовая балка") принципиально новой конструкции - рессорного типа. Она упруго распирает деки со стороны нижних струн, упрочняя корпус и служа дополнительным каналом передачи колебаний от верхней деки к нижней. Специальное, изобретенное Юрьевым, приспособление позволяет исполнителю регулировать соотношение давления струн и реакции пружины, добиваясь оптимального звучания при изменении климатических условий.
       А теперь о звуке. Все введенные Юрьевым новшества подчинены главной задаче - обеспечению высоких звуковых качеств. Действительно, для инструментов Юрьева характерно равномерное, выразительное звучание во всех регистрах, широкий динамический диапазон. Инструменты способны передавать нежнейшее пианиссимо и не боятся "перегрузок" самым мощным фортиссимо. Дабы не быть голословным, приведу, заключая статью, отзывы специалистов.
       Лауреат конкурса им.Н.Паганини Олег Крыса:
       "Я, О.В.Крыса, опробовал новые скрипки мастера Ф.Юрьева ("Ирина" и "Ольга"), сделанные по принципу регулируемой настройки дек.
       Считаю, что данные инструменты по силе звука превышают известные образцы, а по тембру, глубине и легкости звукоизвлечения соответствуют профессиональным требованиям.
       Этот новый принцип перспективен, позволяет улучшить уровень как серийного производства скрипок, так и мастеровых."
       Лауреат конкурса им.Энеску, профессор Богодар Которович:
       "Классическая школа мастерства, стажировка у мастера кремонской школы Юрия Почекина, талант художника - дизайнера и природная музыкальность - вот сплав данных, способствующих восхождению Флориана Юрьева к вершинам мастерства. Постигнув тайны древнего волшебного искусства, сделав свои новые открытия, которые получили патентное признание, мастер-художник Юрьев создает прекрасные скрипки с мощным и сочным концертным тембром, которые могут удовлетворить взыскательные требования скрипачей-профессионалов высокого класса."
       Солист Национальной филармонии Украины Герман Сафонов:
       "Новая форма инструмента очень естественна и гармонична. Обратный изгиб нижней деки, отсутствие углов "очеловечивают" форму корпуса. Голова, выполненная в виде портрета на скрипке "Шуберт" и на некоторых других инструментах, усиливает эффект "оживания". Все инструменты выполнены с большим вкусом...
       Звук скрипок очень мощный и "летучий". При этом инструменты обладают довольно богатым тембральным спектром, что дает возможность использовать эти инструменты в качестве профессиональных концертных инструментов...
       В некоторых случаях новые скрипки Ф.И.Юрьева могут иметь преимущества даже перед старыми инструментами выдающихся мастеров. Я имею в виду современную музыку. Старые инструменты рассчитаны на другую эстетику и часто не соответствуют духу современной эпохи. С этой задачей прекрасно справляются новые скрипки Ф.И.Юрьева.
       Хочется пожелать новой конструкции счастливой судьбы и преодоления огромной инерции мышления.

Андрей Белоусов
         Considerable recent attention of Ukrainian mass media has been attracted to Ukrainian violin maker Florian Yuryev's work on the modification of stringed bowed instrument designs. Numerous newspaper and magazine publications, several televiews, direct interactive radiobroadcasts of the National Broadcasting Company of the Ukraine made Yuryev's work known to the public, aroused interest among million-strong audience, and had a wide public response. The concert in the Pillared Hall of the National Philharmonic Society of the Ukraine can be considered a culmination of public presentation of Yuryev's instruments. At the concert, authoritative music experts and diplomats accredited in Kiev were present. The concert was dedicated to the violin sonata of the twentieth century. Shostakovich's, Honegger's and Bloch's compositions were played by Herman Safonov (violin) and Elena Strogan (piano), soloists of the National Philharmonic Society. The programme was performed on Yuryev's 'Vieuxtemps' violin named in honour of the prominent Belgian composer and virtuoso violinist. This violin is one of the new Yuryev quartet which also includes the 'Wieniawsky' violin, the 'Paganini' viola, and the 'Haydn' cello. Instead of scrolls, the heads of the instruments possess skilfully carved portrait-busts of great musicians. These portraits together with other parts of the instruments form a united harmonious whole, demonstrating perfect artistic manner, sense of proportion and line characteristic of the master.
       What are specifically new features of these instruments that distinguish them from a wealth of wonderful strings originating in the hands of craftsmen all over the world?
       I would like to mention that Yuryev's instruments are the result of lifelong search, of his efforts to design an instrument meeting the requirements of modern masterly performance to the full and to provide a performer with the means of realizing all his creative conceptions.
       The traditions of stringed instruments making, established in the world, rest upon the thesis of unsurpassed mastery of the great Italians of the past Antonio Stradivari and Jiuseppe Guarneri 'del Jesu'. This thesis as a postulate underlies adopted criteria of evaluating musical instruments at international competitions. The pattern of the body of old instruments is considered perfect. Instruments differing in their appearance from classical samples are not admitted even to the first round.
       However, at different times attempts were made to change the violin design, to find a new pattern for it. Experiments on the change of the classical violin pattern were performed by Savart, Zaikovsky, Chanot. But they have not received any further development or wide acceptance on the concert stage. Probably, Odessa restorer and violin-maker Lev Dobryansky's elaborations proved to be the most successful in this respect. Dobryansky used the principle of mechanical construction balance as the basis for his 'Method for Improving the Sounding of Stringed Instruments'. The violins he created or remade were keenly appreciated by such artists as J. Thibaud, L. Auer, J. Ioachim. Dobryansky made violins for Willy Burmeister and Jan Kubelik to special orders. In the late 1930s the workshop was organized in Odessa, which produced over 3000 'Dobryansky-type' violins. Dobryansky's violins possess a specific pattern differing from the classical one, where the lower part of the body is widened, the lower corners are rounded, and the upper ones are absent at all. Dobryansky considered such a pattern more justified from the point of view of acoustics.
       Starting his experiments on the modification of violin design, Florian Yuryev has not known about Dobryansky's experiments yet. But his innovatory character, supported by musical, artistic, and architectural education, expertise in building acoustics and colour science, was striving for search of new ways in all the fields of his creative work. The idea of any hard-and-fast canons in itself did not agree with his nature. After studying the classical principles of stringed instrument design under the guidance of Yury Pochekin, violin maker of the Cremona school, Florian Yuryev started his own experiments. In his work on the violins, he takes the two routes: the wide road paved by generations of Stradivari's and Guarneri's followers and unexplored ways where few brave spirits hardly stepped, carving their own path.
       Florian Yuryev carries on his search relying upon opinions, advice, and support of the leading musicians of the former USSR and the Ukraine Leonid Kogan, Oleg Krisa, Bogodar Kotorovich, German Safonov, Anatoly Bazhenov.
       Today the modifications proposed by Yuryev and embodied in his instruments are recognized as inventions and protected by foreign patents.
       What are 'Yuryev-type' violins? The 'reform' he carried on referred both to the appearance and inner design. First of all, an unusual body pattern strikes the eye: instead of traditional corners and c-bouts, smoothly rounded outlines. The back has 'inverse' curvature. This resemblance becomes stronger due to 'the dent' in the middle of the back, its cross-section having the shape of a bow. Yuryev (just as Dobryansky) considers that classical corners are only the tribute to baroque fashion, they are not justified by any acoustic considerations. The change in the cross-section of the back imparts it higher elasticity, which allows one to be guided by exclusively acoustic considerations in deciding on thickness distribution. The rib is tilted, thus the back is wider in the centre than the top plate. Besides, the body is somewhat wider on the side of the fourth string, therefore the violin is slightly asymmetric. All this permits increasing the inner volume of the body, especially on the 'bass' side, enriching timbre due to the addition of low frequencies and ensuring handy playing. The inner structure was also radically changed. Instead the traditional bass bar, F. Yuryev proposed and patented a fundamentally new bow spring with screw adjustment. It elastically pushes the back and the top plate apart on the side of lower strings, strengthening the body and forming the additional channel of transferring vibrations from the top plate to the back. This device provides a performer with the adjustment of the string pressure-spring response ratio, which ensures optimum sounding under changes of climatic conditions.
       Now about sound. All the innovations introduced by Yuryev are subjected to the main goal, to achieve the highest sound properties. Really, Yuryev's instruments are characterized by uniform expressive sounding in all the registers, a wide dynamic range. The instruments are capable to reproduce the gentlest pianissimo and are not afraid of 'overloads' with the most powerful fortissimo. In conclusion, not to be proofless, let me cite the opinion of specialists.
       Professor Oleg Krisa, winner of N. Paganini Competition:
       'I, O. V. Krisa, tested new violins ('Irina' and 'Olga') made by F. Yuryev on the principle of adjustable body tuning.
       I believe that these instruments surpass known samples in sound intensity and meet professional requirements of timbre, depth and easiness of sound extraction.
       This new principle is promising, it permits the level of mass-produced and craftsmanship instruments to be enhanced'.
       Professor Bogodar Kotorovich, winner of Enescu Competition:
       'It is just the classical school of craftsmanship, practical study with Yury Pochekin, violin maker of Cremona school, the talent of an art designer, and natural musicality that formed a fusion favouring Yuryev's ascent to the summit of mastership. After learning secrets of old fascinating art, making his discoveries, which were patented, the master artist Yuryev creates fine instruments with powerful and rich concert timbre which can meet high requirements of professional violinists of high class'.
       Herman Safonov, soloist of the National Philharmonic Society of the Ukraine:
       'The new pattern of the instrument is very natural and harmonious. The bow curve of the bottom, the absence of corners 'humanize' the body pattern. The heads made as portraits on the 'Schubert' violin and other instruments enhance the effect of 'revival'. All the instruments are made very tastefully.
       The sound of violins is very powerful and 'flying'. The instruments possess a rather rich timbre spectrum, which permits these instruments to be used as professional concert ones.
       In some cases new Yuryev's violins have advantages even over old instruments of outstanding craftsmen. I mean modern music. Old instruments are designed for other aesthetics and often do not correspond to the spirit of modern epoch. New Yuryev's violins cope with this task perfectly well.
       I would like to wish the new design happy future and overcoming of great inertness of thought'.

Andrey Belousov, Ph.D.





Организатор меценатского проекта "Украинская скрипка",
Н.Г. Проданчук со скрипкой "Соломия Крушельницкая"
The Founder of maecenas project "Ukrainian Violin",
M. Prodanchuk with violin "Solomyja Krushelnitska"


На головну сторінку