ТОКСИКОЛОГІЯ ПЕСТИЦИДІВ

УДК 632.9:613.1:613.2:502.7

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕЛИЧИН ДОПУСТИМОЙ СУТОЧНОЙ ДОЗЫ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ПЕСТИЦИДОВ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ И ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Н.Г. Проданчук, д.м.н., А.Е. Подрушняк, к.м.н., В.Д. Чмиль, д.б.н.

Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И.Медведя, г. Киев

Расширение диапазона сельскохозяйственных культур для применения уже зарегистрированных в Украине пестицидных препаратов в тех случаях, когда величина максимальной безвредной суточной дозы (ДСД) действующего вещества пестицидного препапрата для человека уже практически исчерпана, приводит к необходимости установления таких величин МДУ действующих веществ пестицидных препаратов в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания, которые не обусловлены токсикологической опасностью пестицидов и их отдаленными неблагоприятными эффектами воздействия на организм человека, и которые, как оказывается впоследствии, практически невозможно контролировать в реальных условиях, вследствие невозможности достижения пределов количественного определения действующих веществ пестицидных препаратов, необходимых для контроля таких низких нормативов, при использовании инструментальных методов анализа.

Таким образом, использование "остатка ДСД" для установления МДУ действующих веществ пестицидных препаратов в новых сельскохозяйственных культурах и продуктах питания приводит к появлению научно необоснованных нормативов, которые в большинстве случаев невозможно контролировать в реальных условиях.

В то же время в ряде случаев необходимо расширить область регистрации пестицидного препарата (диапазон сельскохозяйственных культур на которых предполагается применение пестицидного препарата), поскольку конкретные сельскохозяйственные культуры возможно защитить только с использованием данного пестицидного препарата.

Какие же имеются пути для выхода из создавшейся ситуации?

По нашему мнению, для этого существует несколько возможностей.

Для начала следует пересмотреть установленные в Украине величины ДСД действующих веществ пестицидных препаратов с учетом опыта установления этих нормативов в странах ЕС, США и Канады. Сравнение величин ДСД действующих веществ пестицидных препаратов для человека, установленные в Украине и в ВОЗ, показывает, что в нашей стране этот норматив в 60 % случаев ниже (на один/пол порядка), чем в материалах ВОЗ [1].

Имеются, по крайней мере, две причины, по которым величины ДСД могут быть увеличены.

Во-первых, ДСД действующего вещества пестицидного препарата распределяется между всем комплексом пищевых продуктов, потребляемых человеком (около 40 наименований). Трудно предположить, что в реальных условиях человек может потребить в сутки весь ассортимент пищевых продуктов, для которых установлены величины МДУ данного действующего вещества пестицидного препарата. Поэтому коррекция величин ДСД в некоторых случаях может быть вполне оправдана.

Во-вторых, следует пересмотреть наши подходы к установлению реальной (фактической) дозы поступления действующего вещества пестицидного препарата в организм человека.

В соответствии с [2], реальная (фактическая) доза действующего вещества пестицидного препарата, поступающая в организм человека в сутки, складывается из количеств действующего вещества, поступающих с пищей, водой и атмосферным воздухом. Не подвергая сомнению идеологическую правильность принципа комплексного гигиенического нормирования действующих веществ пестицидных препаратов в окружающей среде, считаем необходимым заметить, что давно назрела необходимость пересмотра оценки реальной возможности (опасности) поступления действующих веществ пестицидных препаратов в организм человека с атмосферным воздухом и водой.

Известно, что оценка риска (коэффициент опасности), связанного с воздействием действующего вещества пестицидного препарата, поступающего в организм человека с атмосферным воздухом и питьевой водой, проводится на основе простого отношения величины (концентрации) экспозиции (воздействия) к величине гигиенического норматива [3], т.е.

Коэффициент опасности=
величина экспозиции [концентрация, мг/м3 (л)] / величина ПДК [мг/м3 (л)]

или

Коэффициент безопасности=
величина ПДК [(мг/м3 (л)] / величина экспозиции [концентрация, мг/м3(л)]

Прежде всего, по нашему мнению, необходимо провести четкую дифференциацию между необходимостью изучения влияния действующего вещества пестицидного препарата на состояние объекта окружающей среды и необходимостью (целесообразностью) установления норматива, регламентирующего это влияние, который одновременно будет предназначен для государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Рассмотрим насколько обоснованы величины нормативов (ПДК) действующих веществ пестицидных препаратов в атмосферном воздухе и воде, которые используются при расчете количеств пестицидов, потребляемых человеком с этими средами.

Атмосферный воздух

По нашему мнению, основывать нормирование действующих веществ пестицидных препаратов в атмосферном воздухе на ПДК в воздухе рабочей зоны неправильно. Как правило, каждый пестицид в сельскохозяйственной практике применяется в течении короткого периода (сезона применения) длительностью 1-1,5 месяца. Поэтому следует ожидать максимального наличия действующего вещества пестицидного препарата только в атмосферном воздухе зон, примыкающих к площадям обработки, и только в период применения пестицида. По мере удаления от площадей обработки концентрация действующего вещества пестицидного препарата в воздухе будет уменьшаться до практически незначимых количеств, находящихся на уровнях ниже пределов обнаружения современными методами анализа в результате процессов рассеивания (разбавления), фотолиза, окисления, восстановления, сорбции осадками и т.п.

Следует заметить, что концентрация действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе в настоящее время определяется в основном только технологией (регламентом) применения пестицида (содержание д.в. в рабочем растворе, норма расхода, кратность обработки, тип опрыскивателя), санкционированной Минздравом Украины, и в данной ситуации никакой норматив на эту концентрацию повлиять не может. Для того, чтобы сопоставить установленный гигиенический норматив и реальную концентрацию действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе, т.е. для оценки риска, необходимо проведение определения фактического содержания (мониторинга) действующего вещества пестицидного препарата в воздухе населенных мест, примыкающих к площадям обработки, в сезон применения пестицида. До сих пор в Украине не проводился мониторинг содержания действующих веществ пестицидов в воздухе населенных мест, в связи с чем не проводилась оценка риска, связанная с воздействием действующего вещества пестицидного препарата, поступающего в организм человека с атмосферным воздухом.

По-видимому, назрела необходимость пересмотра нашего отношения к назначению гигиенического норматива — ПДК действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе. Традиционно установление факта превышения гигиенического норматива однозначно подразумевает принятие адекватных мер для прекращения вредного воздействия на человека, связанного с таким превышением, и применения санкций к лицу или предприятию, допустивших такое превышение. Что же может предпринять санитарно-эпидемиологическая служба в том случае, когда установлено превышение ПДК пестицида в атмосферном воздухе? Следует констатировать, что, во-первых, санитарно-эпидемилогическая служба в данном случае в принципе не может распологать каким-либо инструментом, направленным на прекращение вредного воздействия на население. Во-вторых, абсолютно очевидно, что в этом случае практически невозможно и установить, кто конкретно допустил действия, которые привели к превышению норматива (адрес лица или предприятия), поскольку в сезон применения пестицидный препарат могут применять все сельскохозяйственные предприятия, которые возделывают (выращивают) данную сельскохозяйственную культуру.

Таким образом, гигиенический норматив — ПДК действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе меньше всего подходит для целей санитарно-эпидемиологического надзора в традиционном понимании этого процесса. Основное назначение этого норматива- оценка регламентов (технологий) применения пестицидных препаратов и оценка риска для контингентов населения, проживающих в зонах, примыкающих к площадям обработки пестицидными препаратами. Внедрению в сельское хозяйство должны подлежать только такие регламенты (технологии) применения пестицидных препаратов, которые не могут привести к превышению этого норматива в атмосферном воздухе населенных мест в сезон применения пестицидов. Реальная же оценка риска для населения, обусловленная применением данного пестицидного препарата всеми возможными сельскохозяйственными предприятиями, возможна только, как указывалось выше, на основании результатов мониторинга.

В связи с этим резервирование части ДСД для возможного поступления действующего вещества пестицидного препарата в организм человека с атмосферным воздухом на основании величины гигиенического норматива, установленного в соответствии с существующими в настоящее время принципами, неправильно. Подтверждением правильности высказанного положения являются случаи, когда в результате использования существующих ПДК действующих веществ пестицидных препаратов в атмосферном воздухе рассчитанная величина поступления действующего вещества пестицида в организм человека с атмосферным воздухом достигает 80% ДСД. Основанием для включения в величину ДСД количества действующего вещества пестицидного препарата, поступающего в организм человека с атмосферным воздухом, могут являться только результаты широкомасштабных исследований (мониторинга) по определению фактической концентрации действующих веществ всего спектра пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве Украины, в атмосферном воздухе над всей территорией Украины.

По-видимому, следует предусмотреть установление норматива ПДК действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе для чрезвычайных ситуаций, возникающих в отдельных регионах (аварии, пожары и т.п.), разработав при этом принципы такого нормирования. Все эти случаи характеризуются наличием некоторой концентрации действующего вещества пестицидного препарата в атмосферном воздухе в течении небольшого промежутка времени. В данном случае этот норматив должен быть предназначен как для использования санитарно-эпидемиологической службой для надзора, так и для оценки риска для населения, проживающего на этих территориях. Во всех этих случаях оценка риска (реальной опасности) должна проводится только после установления фактического содержания (экспозиции) действующего вещества пестицидного препрарата в атмосферном воздухе.

Близко к этому примыкают и вопросы, связанные с гигиенической оценкой применения пестицидных препаратов, предназначенных для уничтожения бытовых насекомых в жилых и служебных помещениях, лечебных и детских учреждениях, складских помещениях и др. При применении этих средств в воздухе помещения (а не в атмосферном воздухе) устанавливается определенная концентрация действующего вещества пестицидного препарата, которая обусловлена количеством примененного пестицидного препарата, необходимого для достижения эффекта уничтожения насекомых, на которую не может повлиять никакой норматив. Задача гигиениста в этом случае оценить реальную опасность, которой подвергаются лица, использующие эти средства, для чего нужно иметь норматив ПДК действующего вещества пестицидного препрарата в воздухе жилого помещения (а не в атмосферном воздухе) для данных ситуаций (а не в атмосферном воздухе для чрезвычайных ситуаций), предназначеный, естественно, только для расчета риска, а не для санитарно-эпидемиологического надзора. В этом случае необходимо также разработать принципы установления нормативов пестицидов для жилых помещений, предназначенных для оценки риска, после установления фактического содержания пестицида в воздухе помещения.

Вода

В настоящее время при расчете возможного поступления действующих веществ пестицидных препаратов в организм человека с питьевой водой используются установленные ПДК действующих веществ пестицидных препаратов для воды открытых водоемов. По нашему мнению, как и в случае атмосферного воздуха, необходимо пересмотреть наше отношение к назначению норматива — ПДК действующего вещества пестицидного препарата в воде открытых водоемов.

Прежде всего этот норматив не подходит для целей установления реальной (фактической) дозы действующего вещества пестицидного препарата, поступающей в организм человека с водой, поскольку человек уже давно не потребляет воду открытых водоемов, т.е. вода открытых водоемов не является питьевой водой.

Этот норматив не подходит и для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, поскольку, во-первых, невозможно обеспечить соблюдение такого ПДК, так как невозможно регулировать возможное поступление пестицидных препаратов в открытые водоемы различными путями (поверхностный сток, авиа и наземное применение пестицидов на с/х полях и в лесу, сточные воды складов пестицидов, растворных узлов и др.), а, во-вторых, представляется весьма спорным возможность установления единого ПДК, которое бы учитывало реальную опасность действующего вещества пестицидного препарата для разных представителей флоры и фауны водоема. Например, такие показатели как запах и привкус воды (особенно, если они являются лимитирующими) вообще не имеют практического значения для установления коэффициента опасности, например, для водной микрофлоры, рыбы, ракообразных и водоплавающей птицы.

Следует также подчеркнуть, что возможное поступление пестицидного препарата в водоем различными путями является результатом санкционированного Минздравом Украины применения пестицидов в сельском хозяйстве. Также, как и в случае атмосферного воздуха, установление факта превышения ПДК действующего вещества пестицидного препарата в воде открытого водоема не позволит определить источник (причину) такого превышения и соответственно принять меры для ликвидации этого превышения, т.е. норматив ПДК действующего вещества пестицидного препарата в воде открытых водоемов предназначен не для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а для оценки риска для представителей флоры и фауны водоема. Эта различная степень риска для разных представителей флоры и фауны водоема может быть установлена только в результате определения фактического содержания (мониторинга) действующего вещества пестицидного препарата, поступающего в водоем всеми возможными путями.

В то же время для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора абсолютно оправданно и необходимо установление норматива ПДК действующего вещества пестицидного препарата в питьевой воде, т.е. в воде открытых водоемов, прошедшей стадии водоподготовки. Совершенно очевидно, что при установлении таких ПДК не нужно проводить определение показателей, необходимых при оценке влияния пестицида на санитарный режим водоема (процессы аммонификации, нитрификации, водная микрофлора, накопление в рыбе, органолептические свойства рыбы, накопление в водной растительности, в иле и т.п.). Питьевая вода должна соответствовать требованиям ГОСТа "Питьевая вода" и единственный показатель, который должен контролироваться гигиенистом, специалистом в области пестицидов, — это содержание действующего вещества пестицидного препарарата в питьевой воде. Для оценки реальной опасности для человека в связи с поступлением действующих веществ пестицидных препаратов с питьевой водой необходимо определять фактическое содержание действующих веществ пестицидных препаратов в питьевой воде в разных регионах. К сожалению, нам неизвестны какие-либо систематические исследования в этом направлении в Украине. По нашему мнению, эти количества будут безусловно ниже количеств, предусмотренных существующими ПДК действующих веществ пестицидных препаратов для воды открытых водоемов.

В соответствии с Европейской Директивой по питьевой воде (80/778/ЕЕС), пересмотренной в октябре 1997 г, концентрация отдельного (одного) действующего вещества пестицидного препарата и суммарная концентрация всех действующих веществ пестицидных препаратов в питьевой воде не должна превышать 0,1 и 0,5 мкг/л соответственно. Установление таких низких нормативов, что отвечает принципам профилактики здоровья населения в связи с применением пестицидов, стало возможным благодаря использованию для водоподготовки новейших технологий, сочетающих традиционные коагулянты-флокулянты и песчаные фильтры с адсорбцией на активированном угле, озонирование и мембранные фильтры [4].

Анализ величин ПДК действующих веществ пестицидных формуляций в воде, установленных в Украине [5], показал, что один норматив (0,6 % от общего количества установленных ПДК) на порядок ниже Европейской нормы, один норматив (0,6 %) находится на уровне Европейской нормы, один норматив (0,6 %) в три раза выше Европейской нормы, один норматив (0,6 %) в четыре раза выше Европейской нормы, один норматив (0,6 %) в пять раз выше Европейской нормы, один норматив (0,6 %) в шесть раз выше Европейской нормы, 61 норматив (40,1 %) на порядок выше Европейской нормы, 62 норматива (40,8 %) на два порядка выше Европейской нормы, 21 норматив (13,8 %) на три порядка выше Европейской нормы и один норматив (0,6 %) на четыре порядка выше Европейской нормы. Таким образом, 98,8 % нормативов содержания пестицидов в воде, установленных в Украине, выше Европейской нормы.

Наличие норматива ПДК действующего вещества пестицидного препарата в питьевой воде позволяет принимать адекватные меры в случае установления факта превышения ПДК в питьевой воде посредством временного прекращения подачи питьевой воды населению до устранения неполадок в системе водоподготовки. Для контроля за соблюдением таких низких нормативов необходимы аналитические методы, обладающие соответствующими пределами количественного определения действующих веществ пестицидных препаратов.

Сельскохозяйственное сырье

По нашему мнению, нельзя устанавливать МДУ действующих веществ пестицидных препаратов в сельскохозяйственном сырье на основе уровня фактического загрязнения в связи с тем, что практически невозможно получить объективные данные о таком загрязнении с учетом особенностей выращивания сельскохозяйственных культур в различных регионах. Тип почвы, климатические условия, количество осадков, возможное изменение кратности обработки и сроков уборки урожая будет безусловно влиять на уровень фактического загрязнения, что может привести к тому, что фактическое загрязнение конкретного с/х продукта будет превышать установленный норматив, но это превышение не будет представлять опасности для человека с точки зрения токсических свойств и отдаленных неблагоприятных эффектов воздействия пестицида.

Величины МДУ действующих веществ пестицидных препаратов в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания должны устанавливаться только на основе токсических свойств и отдаленных неблагоприятных эффектов воздействия действующих веществ пестицидных препаратов на человека.

Для продуктов переработки с/х сырья (соки, вина, растительные и животные масла, молочные продукты) величины МДУ действующих веществ пестицидных препаратов должны устанавливаться с учетом величин МДУ в исходном сырье. Величина МДУ действующего вещества пестицидного препарата в продуктах переработки с/х сырья (мг/кг) обязательно должна быть выше, чем в исходном с/х сырье так, как для того, чтобы получить 1 кг продукта переработки необходимо взять больше, чем 1 кг исходного с/х сырья (при этом в целях агравации предпологается, что все количество действующего вещества пестицидного препарата, которое находится в с/х сырье, перейдет в продукт переработки). Величина МДУ действующего вещества пестицидного препарата в сельскохозяйственном сырье должна устанавливаться на таком уровне, который бы обеспечил безопасное потребление продуктов переработки с/х сырья, произведенныx по известным технологиям, человеком. К сожалению, при установлении МДУ некоторых действующих веществ пестицидных препаратов в продуктах переработки в Украине записывают эти величины на таком уровне, которые никаким образом не могут быть обеспечены в реальных условиях. Например, МДУ оксифлуорфена в семенах подсолнечника составляет 0,1 мг/кг, а в подсолнечном масле — не допускается (при пределе определения 0,04 мг/кг) [6].

В связи с вышеизложенным, перерабатывающие предприятия, работающие по сертифицированным технологиям, должны осуществлять только контроль поступающего с/х сырья. Если получено разрешение на реализацию сельскохозяйственного сырья на основании того, что МДУ конкретного действующего вещества пестицидного препарата не превышает регламентируемого значения, обеспечивающего и безопасность произведенного продукта переработки, это автоматически влечет за собой разрешение на реализацию и продуктов переработки с/х сырья без дополнительного контроля. Нельзя, например, давать разрешение на реализацию молока и запрещать к реализации творог или сметану, произведенные из этого молока.

Установление величин МДУ действующих веществ пестицидных препаратов для продуктов переработки с/х сырья необходимо для санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью (добросовестностью) перерабатывающих предприятий и для сертификации импортных продуктов питания.

Следует заметить, что в некоторых случаях, например, при производстве фруктовых и овощных соков, часть действующего вещества пестицидного препарата, присутствующая в с/х сырье, не перейдет в сок, а останется в растительной матрице (в противном случае для химиков-аналитиков значительно бы упростилось проведение начальной стадии анализа — экстракции), в связи с чем реальное содержание действующего вещества пестидного препарата в соке (мг/кг) может оказаться ниже или на уровне его содержания (мг/кг) в исходном с/х сырье. При производстве молочных продуктов, растительных и животных масел практически все количество действующего вещества пестицидного препарата будет переходить в продукт переработки, в связи с чем содержание действующего вещества пестицидного препарата в продукте переработки (мг/кг) будет выше, чем в исходном сырье. В некоторых случаях вообще отпадает необходимость регламентирования действующих веществ пестицидных препаратов в продуктах переработки сельскохозяйственного сырья (например, в растительных маслах) вследствие невозможности поступления этих веществ в продукты перерабтки из-за необратимой сорбции эндогенными веществами сырья (например, 2, 4-Д в кукурузном и подсолнечном масле, дикват в подсолнечном масле и др.).

Таким образом, реальные пути поступления действующих веществ пестицидных препаратов в организм человека обусловлены потреблением человеком продуктов питания и питьевой воды. В связи с этим величина ДСД действующего вещества пестицидного препарата должна распределяться только между пищевыми продуктами и питьевой водой. Причем при расчете поступления в организм человека действующих веществ пестицидных препаратов с питьевой водой должны использоваться нормативы, значительно ниже существующих отечественных нормативов для воды открытых водоемов, т.е. приближающиеся к Европейским. Такой подход к использованию величин ДСД пестицидов при установлении гигиенических нормативов позволит устанавливать только научно обоснованные нормативы и облегчит установление МДУ пестицидов в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания в связи с необходимостью расширения сферы применения пестицидов на новых с/х культурах.

Литература
1. Спыну Е.И. Современные проблемы комплексного гигиенического регламентирования пестицидов. //Актуальные проблемы токсикологии. Тезисы докладов. Научная конференция, посвящененая 75-летию со дня рождения Ю.С.Кагана, 7-8 октября 1999 г. —Киев, 1999 —С. 142.
2. Методические указания по гигиенической оценке новых пестицидов. Киев: ВНИИГИНТОКС, 1988, —212 с.
3. Solomon K.R.Integrating Environmental Fate and Effects Information:The Keys to Ecotoxicoligical Risk Assessment for Pesticide //Pesticide Chemistry and Bioscience.The Food-Environment Challenge.Ed.Brooks G.T., Roberts T.R.RCS, Cambridge, 1999 —Р. 313.
4. Jaskulke E., Patty L., Bruchet A.Evalution of Pesticide Residues in Water //Ibid. —Р. 368.
5.Перелік пестіцидів і агрохімікатів,дозволених до використання в Україні. Київ: Юнівест Маркетінг, 2001.
6. Допустимі рівні вмісту пестицидів у сільскогосподарській сировині, харчових продуктах, повітрі робочої зони, атмосферному повітрі, воді водоймищ, грунті. Доповнення N 1 до Переліку державних гігіµєнічних нормативів. Київ, 1998. —31 с.


| Зміст |